К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось. Заказы по производству саратовской гармоники мастера выполняли у себя на дому. Это были последние инструменты – ведь на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы. В 2003 году цех по производству саратовской гармоники посетил последний высокопоставленный чиновник – мэр Саратова – Юрий Аксененко. Он обещал, что цех никто не приватизирует. После его визита отопление помещения было возобновлено. Вот что говорил тогда директор ОАО «Музинструмент» Владимир Леонов: «Никто цех саратовских гармоник закрывать не собирается, это все слухи. Хотя прибыли предприятие не приносит, но нашему руководству небезразличны престиж Саратова и судьба национального символа» .

Сейчас в живых остался последний мастер по производству саратовской гармоники – Петр Федорович Текучев. Петр Федорович поступил на фабрику в 1947 году. Здесь он стал учеником Михаила Дмитриевича Корелина (умершего в 1950 году) – племянника знаменитого Н.Г.Корелина – основателя уникального производства саратовской гармоники. Петр Федорович принадлежит к плеяде лучших мастеров. Его концертные гармоники, разливаясь веселыми напевами в руках артистов хора Пятницкого, объехали весь мир. Один из инструментов Петра Федоровича подарили знаменитой Монтсеррат Кабалье, дававшей концерт в Саратове. Сам Петр Федорович называет три имени своих современников, чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов. Последние годы – вплоть до приватизации цеха – Петр Федорович работал и начальником, и сторожем, и мастером в одном лице. Он до последнего момента не верил, что дело всей его жизни – символ и гордость Саратова может вот так просто уйти с молотка.

Однако саратовская гармоника не умирает, она просто не может умереть. Ведь она осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь!

В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции «Гордись, Саратов!», которую проводил телеканал ТНТ – Саратов. В течение 2 месяцев саратовцы в прямом эфире выбирали свой символ. Более 400 000 голосов было отдано за то, что близко сердцу на Саратовской земле. В результате голоса распределились следующим образом: 43,6% – Саратовская гармошка, 31,7% – Консерватория, 24,7% – Энгельсская авиадивизия.В доме – музее Н.Г. Чернышевского 2009 год пройдет под эгидой возрождения Саратовской гармоники в рамках акции – «Сохраним народный символ земли Саратовской».

Тальянка. Тальянка – (тальян-гармун, братская гармонь, Бараксин), ручной клавишнопневматический музыкальный инструмент. Название связано с сокращением слова «(и)тальянка», т.е. гармонь итальянского строя. В правой клавиатуре имеются 12-15 удлиненных клавишей, дающих одинаковые на разжим и сжим меха звуки миксолидийского звукоряда (в отличие от русской гармони, также распространенной в Башкортостане). В левой клавиатуре – три клавиши-лопатки, позволяющие исполнять тонико-доминантовые басаккордовые функции на разжим и сжим меха, а также однотонная клавиша «пискун». В уфимской Тальянке верхняя клавиша «аккорд» связывается с механизмом удара по 2 разновысоким колокольчикам.

В репертуаре гармонистов кроме простых однотональных наигрышей умеренного и быстрого темпа, имеются и чисто тальянные мелодии, т. Наз. «деревенские напевы» («урам-кюй», «ауыл-кюй»), из которых наиболее известны «аламишкин», «Йома», «Сабата», «Ущелье» и др. В памяти гармонистов сохранились фамилии 29 потомственных мастеров-тальянистов:   В.Роженцов (Бирск, кон. XIX в.), братья А.С. и А.С.Фоменковы (Уфа, 20-30-е гг. XX в.), Т.А.Трофимов (В.Авзян Белорецкого р-на, 30-50-е гг.),

З.Ш.Мухаяров (Уфа, 80-е гг.) и др. Башкирские «Праздники тальянки» (198587 гг.) выявили существующий почти столетие пласт башкирской гармонной культуры.

Елецкая рояльная гармонь. Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева – выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

В 50-х годах XIX века в селах и деревнях Орловщины была хорошо известна тульская детская гармоника, которой забавлялась молодежь. По рассказам местных жителей один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова (Тульской губернии), расположенного в 50 км севернее Ельца, и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, начал кустарничать в Ельце. К нему приходили заказчики из города и пригородных сел, так как его гармоники были лучше массовых тульских изделий. Существует и другая версия, передаваемая из поколения в поколение местными мастерами, в которой утверждается, что в 50-х годах несколько деревенских умельцев, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили в свободное время попробовать изготовить лучшие образцы по своему усмотрению и вкусу.

В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные. Вначале клавишей было 5, затем стало 7. На левой стороне (аккомпанемент) клапаны располагались следующим образом: 4 спереди, 2 сбоку и 2 сзади. К концу 70 — началу 80-х годов появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники. Правая сторона этой гармоники не отличалась от русянки, гриф и клавиатура были такой же конфигурации, но диапазон увеличился, стандарт клавиатуры установился в 11 клавиш, и звуки стали одинаковыми как на сжим, так и на разжим меха.

В 60-х годах гармоники делались двухголосными, а в 70-е годы появляются три ряда голосов (два в унисон и один октавой ниже). В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами.Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, — мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).

На более поздней модели елецкой рояльной мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный. Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке  – чтобы рука могла свободно двигаться  . На левой стороне кистевой ремень С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органнофортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных. Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перехд рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов.

При таком стремительном темпе усовершенствования и расширения клавиатур, создания системы басо-аккордового аккомпанемента и улучшения самой механики (примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика) звуковые качества елецких гармоник существенных изменений не претерпели: еще в 70-х годах она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века, сохраняя ровное, не очень громкое звучание.Возможности двухрядной рояльной елецкой гармоники в музыкальном и техническом отношении были значительными: на правой клавиатуре она имела все звуки полной хроматической гаммы, на левой — большой выбор готового аккомпанемента. Мастера строили инструменты не по камертону.

У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах (для удобства один ряд аккордов делался всегда в виде длинных черных клавиш). Автору пришлось видеть инструмент, на левой стороне которого клавиатуры были расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного; как уже говорилось, гармоники здесь делали на заказ: по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть. Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играли сольно и в ансамблях, аккомпанировали хоровому пению.

Во время Великой Отечественной Войны, ничто так не поднимало боевой дух народа, как музыка. Но победная Седьмая симфония Шостаковича была слишком далека от простых фронтовых солдат. Тогда на помощь пришли такие инструменты, как баян, аккордеон и гармонь. Многие из этих инструментов со своими владельцами дошли до Берлина. Но и в мирное время, баян и гармонь – тоже в центре внимания, и сейчас они постоянные гости праздников. Эти инструменты уже стали символом хорошего настроения. Конечно, с развитием прогресса вкусы россиян разделились, и кто-то сейчас больше любит поп-музыку, другие – рок, третьи – классику. Но когда эти люди собираются вместе, в компании, например, баяна, в подсознании они вспоминают свои корни, распевая народные песни. Ведь музыка гармоника.

Борангулова Асия Сеилихановна

Кызылординский музыкальный

высший колледж им.Казангапа