«Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании»

Н. А. Назарбаев

Последнее Послание президента гласит о начале третьей модернизации Казахстана, основой которой является модернизация общественного сознания, которое не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию, но и станет их сердцевиной. Истоками зарождения, формирования и модернизации общественного сознания является семья, детский сад, школа. Именно эти три составляющие воспитывают, влияют на формирование и всестороннее развивают ребенка. Для того чтобы эти процессы проходили гармонично и продуктивно, данные составляющие должны тесно взаимодействовать между собой.

Первым и главным составляющим воспитательного процесса является семья. В ней закладываются первые представления об окружающем мире, понятия о нравственных ценностях, начинает формироваться развитие личности ребенка. Воспитание в семье происходит с самого рождения ребенка, поэтому эта ступень основополагающая.

Следующей ступенью является детский сад.  Здесь закладываются основы умственных и творческих способностей, идет параллельно воспитание и обучение, а также подготовка к школе.  В детстве идет развитие всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Одним из главных компонентов воспитания в детском саду является духовно-нравственное воспитание, оно зарождает культурные ценности, дети узнают  о традициях своего народа. Духовность – это интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность.

Если ребенок с детства научится понимать, ценить историю, традиции, обычаи, язык …, можно с уверенностью верить в будущее страны, в будущее нации. Ведь традиции – это ядро, фундамент нации. А систематическое воспитание и обучение ребенка обеспечит его адекватное развитие и гармоничное формирование личности.

В последние годы в нашем саду №27 г. Костаная, все чаще отмечаются такие государственные праздники, как «Наурыз», «День Независимости», «Туган жер», «День языков», «День единства народов Казахстана», «Құрбан-айт и др. и дети все больше и больше познают их смысл и предназначение. Это и является важным условием успеха модернизации сознания человека, его мышления.

Одним из любимых мероприятий детей, развивающим национальный, спортивный  дух, дружбу, уважение к культуре, языку, традициям являются национальные игры. Любое мероприятие в нашем саду сопровождается проведением одной из этих игр. Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям. А использование в воспитании национальных игр развивает не только физические, но и интеллектуальные, духовные навыки. Поэтому в детском саду большое внимание отводится национальным играм. На таких мероприятиях как: «Под единым шаныраком», «Наурыз мейрамы» и т. д. мы проводили «Кыз куу», «Тюбетейка», «Аркан тарту», «Собери ковер», «Подними монету», «Байге», «Орамал», «Ак серек-кок серек», «Такия тастамак» …Все эти игры комплексно воздействуют на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и духовное развитие. Такая активная двигательная деятельность вызывает у детей много положительных эмоций, развивает мышление, воображение, а также готовит детей к дальнейшей учебе в школе, к дальнейшим изменениям в жизни.

Проведение таких мероприятий не только развивает, сохраняет, но и  приумножает духовные и культурные ценности, что является основной целью программы духовного обновления «Рухани жангыру».

Кудабаева Г. Т.

Воспитатель старшей группы

Ясли-сад № 27 г. Костанай