Основным фактором развития одаренных школьников является психологическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение в учебном процессе – это система, с уклоном на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
Главной целью сопровождения является:
— выявление ОД, поддержка и развитие;
— психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу;
— психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении;
— сохранение психологического и физического здоровья;
— создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
Последние исследования ученых указывают на то, что у многих талантливых детей возникают учебные трудности, некие проблемы с выбором образовательного и профессионального пути, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.
В «Рабочей концепции развития одаренности» рассматриваются особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития (эмоциональная чувствительность, повышенная впечатлительность, неудовлетворенность собой и результатами своего труда, отсутствие достаточно сформированных и эффективных навыков социального поведения и др.).
Отмечается, что ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония) прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем одаренного ребенка. В связи с вышесказанным чрезвычайно актуальным является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Исследователи М.Н. Акимов, Ю.Д. Бабаев, М.М. Безруких и др. к задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей относят: определение критериев и признаков одаренности детей, создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей; оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута; участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ и т.д.
Обычный объект психолого-педагогического сопровождения – образовательный процесс, предмет деятельности – ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром, окружающими людьми и с самим собой.
Многие исследователи отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся – комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема (М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, М.И. Буянов, Н.П. Вайзман, А.И. Доровской, В.Т. Козлова, В.Б. Новичкова, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева, Е.А. Чекунова и др.).
Важна скоординированная работа с одаренными детьми специалистов разного профиля. В школе такую работу осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Существует 4 уровня сопровождения одаренных детей:
- Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
- Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
- Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
- Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).
Для учебной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Перед сопровождением одаренного ребенка важна диагностика. Диагностика одаренности опирается на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам, оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и другие.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
По мнению А.И. Савенкова, особое внимание нужно обращать на наличие в образовательных программах трехкомпонентного состава, включающего самостоятельные подпрограммы: тренинг, исследовательскую практику, мониторинг.
Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми различны.
Психолог:
Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики. |
Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности. |
Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений. |
Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка). |
Педагог:
Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка. |
Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка. |
Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка. |
Педагоги составляют карту одаренного ребенка, которая должна включать в себя:
1. ФИО ребенка
______________________________________________________ 2. Возраст ребенка (год, месяц). ______________________________________ 3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
__________________________________________________ 4. Сведения о родителях.
_________________________________________________________ _________________________________________________________ 5. Состав семьи. _________________________________________________________ 6. Статус семьи. _________________________________________________________ 7. Результаты психологической диагностики _________________________________________________________ 8. Результаты педагогической диагностики _________________________________________________________ 9. Результаты социометрического исследования _________________________________________________________ 10. Область одаренности _________________________________________________________ 11. Признаки одаренности _________________________________________________________ 12. Диагностика одаренности _________________________________________________________ 13. Выводы и рекомендации _________________________________________________________ Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса). |
Таким способом, психолого-педагогическое сопровождение учеников выступает как обязательный элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности. Педагогам необходимо правильно сопровождать талантливого ребенка, и подобрать каждому ученику нужный подход.
Алексеева Елена Вальеревна
Алматинская область,
Енбекшиказахский район село Тургень,
учитель начальных классов
КГУ ,, сш имени Д.А.Конаева