За годы независимости нашей республики, 25-летний юбилей которой в этом году мы отмечаем, были приняты судьбоносные решения, существенно повлиявшие на формирование современной уголовной политики страны. В настоящее время наблюдается значительное сокращение «тюремного населения» (по численности осужденных, лишенных свободы, на 100000 населения Казахстан с 3 места в мире в 1991 году опустился на 61-ое в 2016 году), улучшаются условия содержания данной категории лиц, совершенствуется деятельность учреждений и органов, исполняющих судебные решения и т.д.

Предпринимаются меры по совершенствованию национального законодательства в области противодействия преступности, обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств, выработки эффективных способов профилактики криминальных правонарушений. Первым этапом в данном направлении деятельности государства стало принятие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов, которые вступили в законную силу с 1 января 2015 года.

Важной особенностью Уголовно-исполнительного кодекса, принятого 6 июля 2014 года, является не только изменение структуры построения  данного законодательного акта, но и содержание самих новелл, соответствующих требованиям, изложенным в Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Правилах Нельсона Манделы). Так, согласно главе 3 «Правовое положение осужденных» на должный уровень был поднят вопрос о правовом положении осужденных, обеспечении их личной безопасности в процессе отбывания наказания, законодательно закреплен как один из способов контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений и органов – их право на обращение; сформулированы и внесены в закон в виде отдельной главы компетенции государственных органов, участвующих в процессе исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия и другие новеллы.

Здесь следует обратить внимание на принятие ряда мер по повышению эффективности механизма прогрессивной системы, по которой реализуется исполнение лишения свободы.  Как мы знаем из теории права, под прогрессивной системой понимается комплексный межотраслевой институт, состоящий из нескольких самостоятельных институтов уголовного и уголовно-исполнительного права, при применении которых правовое положение осужденных меняется в зависимости от их поведения либо в сторону расширения, либо в сторону их ограничения. К институтам уголовно-исполнительного права относятся: институт изменения условий содержания в пределах одной колонии (строгие, обычные, облегченные и льготные условия содержания осужденных) и институт изменения условий содержания осужденных путем перевода в другой вид пенитенциарного учреждения. К институтам уголовного права относятся: институт замены наказания другим его видом и институт условно-досрочного освобождения. Опираясь на данные теоретические основы прогрессивной системы, законодатель регламентировал условия содержания осужденных, порядок применения тех или иных её институтов, разработал метод оценки поведения лиц, лишенных свободы. Более того, учитывая необходимость реализации концепции обеспечения безопасности как личности в условиях изоляции, так и общества от преступных посягательств осужденных, были изменены виды исправительных (пенитенциарных) учреждений: учреждение минимальной безопасности (колония-поселение); учреждение средней безопасности (колония общего режима; воспитательная колония общего режима; воспитательная колония усиленного режима); учреждение максимальной безопасности (колония строгого режима); учреждение чрезвычайной безопасности (колония особого режима); учреждение полной безопасности (тюрьма).

Вторым этапом совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере деятельности государства является разработка нового Закона «О пробации», принятие которой настоятельно требует проводимая нашей страной уголовная политика. Для реализации поставленной задачи, которая соответствует Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 года № 858), несомненно, важную роль сыграет международный опыт зарубежных стран в данной области уголовной политики. Правоохранительная деятельность этих государств показывает высокую эффективность пробации в исправлении лиц, оказавшихся в сфере деятельности уголовного судопроизводства, в снижении уровня преступности и в её частной и общей профилактики.

Однако, на наш взгляд, не все положения норм права зарубежных стран в рассматриваемой сфере следует внедрять в проект Закона Республики Казахстан «О пробации». В этой связи, уместно привести слова бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, который сказал, что чужой опыт необходимо изучать, а не слепо внедрять. Действительно, при подготовке названного закона следует учитывать национальный менталитет, господствующий в обществе, предыдущий опыт деятельности правоохранительных органов, в том числе уголовно-исполнительной системы, и другие обстоятельства. Так, например, в правоохранительной деятельности нашего государства имеется богатый опыт реализации отдельных видов института пробации, в первую очередь, так называемых «приговорной» и «постпенитенциарной». При реализации карательно-воспитательного процесса в отношении осужденных условно, привлеченных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, условно-досрочно освобожденных, освобожденных по отбытию срока наказания, в отношении которых установлен административных надзор и т.д., казахстанскими  правоохранительными органами выработаны ряд эффективных воспитательных, профилактических, социальных мер, не учесть которые при разработке закона нельзя.

Пробация (от англ. probation — испытание)» — это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т.п.).

Особенностью рассматриваемого правового института заключается в том, что отсутствует единое общепринятое его понимание. Что касается термина «условное осуждение», то он не может быть признан универсальным, поскольку употребляется только в континентальной Европе и неточно передает содержание данного института (осуждение является реальным, а условным считается неприменение наказания). Отсрочка в исполнении наказания (простая отсрочка) и отсрочка в осуждении, обремененная надзором, имеют свои национальные названия (пробационная система, система испытания, уголовный надзор, защитный надзор, условное осуждение и т.п.), которые на первоначальном этапе своего развития могли рассматриваться в качестве синонимов. Однако в последующем в законодательстве большинства стран, в том числе США и Англии, простая отсрочка (условное осуждение) и отсрочка осложненная (пробация) были закреплены в качестве самостоятельных санкций, что не позволяет говорить об их тождественности.

В одних государствах законодатель определяет условное осуждение как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США).

Несмотря на различия во взглядах и особенности законодательного оформления в каждом отдельном государстве суть условного осуждения везде одинакова – отложить исполнение наказания за совершенное преступление под определенным условием, если есть основание полагать, что цели наказания могут быть достигнуты без его реального отбытия.

На наш взгляд, гармоничное взаимодополнение и сочетание национального и международного опыта в рассматриваемой сфере, позволит законодателю подготовить законопроект с высоким потенциалом правового регулирования общественных отношений, складывающихся в  процессе пробации. Особенно, высказанное нами мнение справедливо при реализации ранее неизвестных для национального уголовного судопроизводства досудебной и пенитенциарной пробации.

Выше изложенное позволяет нам предложить следующее:

  1. В разрабатываемом проекте Закона «О пробации» должны быть закреплены все четыре этапа эффективной системы пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпеницентарная.

Здесь необходимо отметить, что в зарубежных странах используются следующие основные модели пробации:

  1. Досудебная пробация – досудебное сопровождение подозреваемого, обвиняемого с представлением суду специального заключения о личности обвиняемого и рекомендации суду о виде и сроках наказания, испытательного срока и выбора обязанностей;
  2. Приговорная пробация – исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и иных мер уголовно-правового воздействия альтернативных лишению свободы, а также осуществление пробационного контроля в отношении лиц, которым он назначен приговором суда;
  3. Пенитенциарная пробация – оказание помощи осужденным, отбывающим лишение свободы, в социальной адаптации после освобождения;
  4. Постпенитенциарная пробация – осуществление пробационного контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Внедрение полного цикла пробации, на наш взгляд, обеспечит непрерывность процесса ресоциализации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, которая главным образом влияет на динамику «тюремного населения» и уровень рецидива, т.е. на повторность совершения преступлений лицами, отбывшими наказание.

Следует отметить, что процесс ресоциализации указанной категории лиц, согласно международному опыту, предполагает реализацию комплекса системных, организационно-правовых мер как в отношении их на всех этапах пробации (досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной), так и  их семей, близких, трудовых коллективом, где они работали, с привлечением широкого круга общественности. Начинать процедуру адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, необходимо до момента вынесения решения судом по существу дела. Согласно международному опыту досудебная пробация  предполагает реализацию социальных, воспитательных, профилактических и иных мероприятий с лицом, совершившим уголовное правонарушение, без принятия судебного решения.

В случае принятия судом решения (приговорная пробация), то оно должно быть гласным, наглядно подтверждать соразмерность наказания криминальной запущенности личности правонарушителя и степени общественной опасности совершенного им  деяния. При этом воспитательная работа, проводимая Службой пробации с обвиняемыми и осужденными, должна заключаться в изучении их личности, степени их криминогенной запущенности с целью подготовки заключения, которое должно учитываться судом при вынесении решения по существу дела.  При этом Служба пробации должна оказывать психологическую и иную помощь лицам, оказавшимся в сфере уголовного правосудия на всех стадиях судебного процесса, в том числе и в процессе исполнения наказания (пенитенциарная пробация). Из опыта деятельности службы пробации зарубежных стран (например, Великобритании, Голландии) видно, что в службе пробации работают педагоги, воспитатель, медики, социальные работники и т.д., что свидетельствует о разносторонней деятельности Службы пробации в процессе адаптации и реабилитации правонарушителей на всех стадиях уголовного судопроизводства – досудебной, приговорной, пенитенциарной и постпенитенциарной стадии.

Принимая во внимание необходимость обеспечения непрерывности процесса реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, все этапы пробации должна осуществлять Служба пробации, структурно входящая в состав уголовно-исполнительной системы. В этом случае, в одном государственном органе (в Комитете уголовно-исполнительной системе) будет сосредоточен весь процесс исполнения наказания, социальной реабилитации и адаптации лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия, их исправления и недопущения совершения ими новых преступлений. Это позволит государственному органу эффективно, планомерно и последовательно реализовывать поставленные перед ним задачи.

  1. В Службе пробации должны работать педагоги, воспитатели, социальные работники, сотрудники ювенальной юстиции, психологи, медицинские работники (в первую очередь, психиатры) и др. Все указанные специалисты должны участвовать в процессе пробации. Так, например, психологи будут оказывать необходимую консультационную помощь работникам Службы пробации для индивидуализации применения мер воспитательного воздействия. Одно из важнейших составляющих работы Службы пробации — это не только сотрудничество с государственными учреждениями и органами местного самоуправления, но и с частными лицами, общественностью, а именно: с добровольцами-волонтерами для оказания содействия в социальной адаптации испытуемых. В сотрудничестве с общественностью работник Службы пробации должен соблюдать принципы, действующие в системе уголовного правосудия (в том числе и надзора).
  2. Служба пробации должна выполнять следующих функций:
  • — исполнение наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
  • — исполнение наказания в виде штрафа;
  • — исполнение наказания в виде общественных работ;
  • — исполнение наказания в виде исправительных работ;
  • — исполнение наказания в виде ограничения свободы;
  • — выполнение приговора об осуждении условно;
  • — выполнение решения суда об условно-досрочном освобождении;
  • — выполнение решения суда об отсрочке исполнения приговора (для беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет);
  • — осуществление надзора за лицами, в отношении которых установлен пробационный контроль;
  • — исполнять досудебную, приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию в исправительных учреждениях и органах уголовного судопроизводства.
  1. Следует установить в государственном бюджете финансирование деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан по отдельной её статье. Данное предложение обеспечит самостоятельность уголовно-исполнительной системы, а также оперативное и эффективное использование им выделяемых финансовых средств. Это актуально и своевременно в современных условиях сокращения тюремного населения. Высвободившиеся в этом процессе средства будут перераспределены на социальную реабилитации и адаптацию испытуемых лиц.
  2. Предусмотреть государственные заказы для производственных мощностей пенитенциарных учреждений. В целях развития собственного производства в пенитенциарных (исправительных) учреждениях, повышения уровня трудовой занятости среди осужденных, необходимо распределить государственные заказы на предприятиях колоний. Данное мероприятие должно быть реализовано с целью трудового воспитания осужденных, привития им трудовых навыков, повышения эффективности процесса социальной реабилитации, развития социальных связей (с семьей, с производственным коллективом, где работал осужденный до привлечения к уголовной ответственности и т.д.). Самостоятельно выиграть конкурсы (тендеры) предприятия колоний не могут из-за низкой рентабельности и конкурентноспособности. Вместе с тем, лица, получив трудовые специальности в пенитенциарных учреждениях, имеют большие шансы трудоустроиться после освобождения, восстановить социальные связи, оказывать материальную помощь престарелым родителям, своим детям и т.д., закрепиться на воле. Кроме того, государственные заказы будут способствовать привлечению коммерческих производственных структур для развития современного производства на предприятиях колоний. При этом общее руководство, как за процесс исполнения наказания, так и трудозанятость осужденных должен нести начальник исправительного учреждения.

В дополнение сказанному следует отметить, что одним из направлений деятельности государства по сокращению тюремного населения является принятие комплексной программы по социальной реабилитации и адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Конечно, реализация данного предложения потребует значительных финансовых затрат. Мои оппоненты могут высказать мнение о том, что у нас не хватает средств на оказание социальной помощи законопослушным гражданам (пенсионеров, студентов и т.д.), а здесь предлагается финансировать реабилитационный процесс преступников.

Вместе с тем, средства, направленные на оказание социальной помощи лицам, оказавшимся в сфере уголовного судопроизводства, обеспечат высокую эффективность мер профилактики преступности, реализуемых государством,  создадут благоприятные условия по нейтрализации социальной напряженности в обществе и будут способствовать повышению уровня безопасности человека, общества и государства. Ведь общеизвестно, что лучше упредить преступление, чем устранять последствия её совершения. При этом, мы говорим о вреде материальном, не принимая во внимание душевные страдания потерпевших, их родственников и иных лиц, которые трудно оценить. Вместе с тем, именно человек, его жизнь, здоровье, безопасность его личности, имущества и т.д. являются высшей ценностью в любом цивилизованном, правовом государстве. Поэтому государственные средства, выделяемые на оказание социальной помощи осужденным и лицам, отбывшим наказания, положительно отразятся на экономическом, политическом и социальном состоянии страны в целом. В частности, на наш взгляд, будет сокращен уровень постпенитенциарной, рецидивной преступности. Оказание социальной помощи лицам, отбывшим наказание, в их трудоустройстве, в профессиональном обучении специальностям, необходимым для того или иного региона страны, в обеспечении жилым помещением и т.д., несомненно сократит рост преступности. Ведь в пенитенциарных учреждениях, как говорилось ранее, 80% составляют лица в возрасте от 18 до 35 лет. Это молодые, энергичные, трудоспособные люди, которые при реализации правильной, социально ориентированной политики государства могут внести значительный вклад в экономическое развитие страны.

В Правиле 96 новых Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) говорится: «1. Осужденные заключенные должны иметь возможность работать и/или принимать активное участие в своей реабилитации при условии установления врачом или другими квалифицированными медицинскими специалистами их физической и психической пригодности». На наш взгляд, данное положение объясняется невозможностью трудоустройства всех желающих трудиться осужденных.

  1. Предусмотреть налоговые преференции для предпринимателей, создающих рабочие места для осужденных, отбывающих наказание, лиц, освобожденных от отбывания наказания и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия.

В своих выступлениях Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев постоянно указывает на необходимость развития малого и среднего бизнеса, создания благоприятных экономических, юридических и иных условий для поступательного расширения участия населения в предпринимательстве. Во многих экономически развитых странах именно высокий уровень среднего бизнеса говорит об успешности государства в целом, так как данный бизнес является становым хребтом их экономики. Решением правительства Казахстана неоднократно устанавливались налоговые каникулы на определенный срок для предприятий малого и среднего бизнеса, запрещалось проведение всевозможных проверок их производственной деятельности и т.д. В этой связи, высказанное нами предложение по налоговым преференциям для малого и среднего бизнеса, создающих производства на предприятиях колоний с применением труда лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства, полностью соответствует задачам, определенным Президентом Республики Казахстан.

Кроме того, руководство пенитенциарных учреждений должно создать необходимые условия для развития индивидуального предпринимательства среди осужденных. При этом, данная категория лиц должна быть освобождена от уплаты налогов, арендной платы за производственные помещения и иные денежные удержания, за исключением оплаты за электроэнергию и другие коммунальные услуги, используемые при трудовой деятельности.

  1. Создание специализированных профессиональных технических училищ, для осужденных по профессиям, необходимым для предприятий определенного региона страны.

Создание профессиональных технических училищ в пенитенциарных учреждениях будет способствовать повышения эффективности одной из основных средств воздействия на осужденных – профессиональной подготовки осужденных. Развитие сети учреждений производственно-технического образования среди осужденных позволит подготовить специалистов, необходимых для определенного региона страны. Лица, получив профессии по заказу определенных предприятий, могут на них трудоустроиться после освобождения.

Вместе с тем, принимая во внимание экономические трудности, с которыми в настоящее время столкнулось наше государство, для обеспечения профессионального обучения правонарушителей следует предусмотреть заключение договоров между пенитенциарными учреждениями и учреждениями профессионального образования, имеющимися в том или ином регионе.

На первоначальном этапе необходимо использовать потенциал технических учебных заведений по месту дислокации колоний, заключив с ними договору по обучение лиц, оказавшихся в сфере уголовного правосудия.

  1. Предусмотреть создание льготных условий содержания лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

В соответствии с национальным законодательством исполнение лишения свободы осуществляется по прогрессивной системе, предусматривающей изменение условий содержания осужденного в зависимости от его поведения (строгие, обычные, облегченные и льготные условия содержания). Если осужденных ведет себя хорошо, он может быть переведен на условия с более широкими правами (дополнительное свидание, увеличение времени прогулки, дополнительные посылки и передачи и т.д.). При этом, три условия (строгие, обычные и облегченные) создаются в пределах пенитенциарного (исправительного) учреждения. Льготные условия создаются за пределами учреждения. Данные условия содержания организуются путем строительства общежитий, желательно около предприятий, где осужденные могут быть трудоустроены. Широкое применение всех условий содержания будет способствовать сокращению тюремного населения, социальной реабилитации и адаптации осужденных (на льготные условиях осужденные работают на предприятиях вместе с вольным населением), снижению пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива.  Данное положение апробировано в бытность СССР при проведении в 80-ые годы Шимкентского эксперимента.

В этой связи необходимо финансирование строительства общежитий с льготными условиями содержания осужденных.

При этом следует отметить, что в строительстве данных объектов должен применяться труд осужденных. В этом случае, осужденные получают трудовой навык, приобретают рабочие профессии, необходимые для национального производства, а также могут оказывать материальную помощь близким родственникам (т.е. будет обеспечиваться процесс восстановления социальных связей осужденных с внешним миром).

  1. В Уголовно-исполнительном кодексе не предусмотрена возможность перевода из колонии строгого режима (учреждения максимальной безопасности) в колонию особого режима (учреждение чрезвычайной безопасности), из колонии особого режима в тюрьму (учреждение полной безопасности) и наоборот. На наш взгляд, данное обстоятельство значительно снизит эффективность института прогрессивной системы, по которому построено исполнение лишения свободы. Установление указанных переводов из одного вида учреждения в другое, а также законодательное закрепление возможного досрочного перевода в прежнее исправительное учреждение за правопослушное поведение, значительно повысит эффективность прогрессивной системы.

Здесь, на наш взгляд, уместно отметить опыт деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы Азербайджана. Структура исправительного учреждения указанной системы представляет комплекс всех видов колоний на одной территории (колонии общего, строгого и особого режимов). Думается, деятельность данных пенитенциарных комплексов будет интересен для Казахстана, обладающей большой, но малонаселенной территорией, где не в каждой области имеются все виды исправительных учреждений.

  1. Говоря о социальной реабилитации осужденных, лишенных свободы, уместно отметить, что она невозможна без эффективного применения мер воздействия. В Уголовно-исполнительном кодексе Казахстана приведен перечень указанных мер, начиная с режима содержания и заканчивая общественным воздействием. Предыдущий опыт применения мер воздействия при реализации карательно-воспитательного процесса, показал их важность и эффективность в социальной реабилитации осужденных. Однако, законодатель при рассмотрении проекта нового Уголовно-исполнительного кодекса Казахстана рассматривал вопрос о целесообразности работы самодеятельных организациях осужденных. Некоторые парламентарии выступили с радикальным предложением – запретить деятельность самодеятельных организаций как одной из форм воспитания осужденных, другие – наоборот, совершенствовать их работу. На наш взгляд,  более правильным было бы сохранить самодеятельные организации осужденных с внесением в их деятельность новых форм участия коллектива правонарушителей в социальных процессах, за исключением возможности контроля одних за поведением других.  Данное положение полностью соответствует требованию пункта 2) статьи 28 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, согласно которому правило не назначения на работу в дисциплинарном порядке «не должно препятствовать должному функционированию системы самоуправления, при которой ответственность за определенные виды социальной, воспитательной или спортивной деятельности возлагается на самих заключенных, которые работают под надзором в составе групп, создаваемых в целях их перевоспитания». Указанные организации помогут лицам, лишенным свободы, адаптироваться к условиям изоляции от общества, будут способствовать привитию навыков и соблюдению правил социального общежития. В этой связи, на наш взгляд, следует значительно расширить полномочия самодеятельных организаций, а также правовой статус лиц, активно участвующих в  их деятельности. Работу в данных организациях необходимо рассматривать как один из критериев оценки правопослушного поведения осужденных и их стремления к исправлению.  При этом следует только обеспечить надлежащий контроль за деятельностью организаций осужденных со стороны администрации пенитенциарных учреждений.

Другим средством исправления, вызывающим полемику между пенитенциаристами и представителями неправительственных организаций, является общественно-полезный труд. Представители неправительственных организаций считают недопустимым использование труда осужденных. В свою очередь ученые считают, что труд является наиболее важным средством, как в воспитании осужденных, так и в их социальной реабилитации, привитии производственных навыков и получении профессий, необходимых после освобождения от наказания.

  1. Необходимо внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты с целью правовой регламентации права общественной наблюдательной комиссии установления или снятия пробационного контроля на осужденных и иных лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства. При этом следует отказаться от института административный надзор в пользу пробационного контроля, исполнение которого следует возложить на Службу пробации.

Кроме того, указанной комиссии должно быть предоставлено право применять тот или иной институт прогрессивной системы (изменение условий содержания, замена вида учреждения, замена вида наказания и условно-досрочное освобождение).

Иными словами, в целях эффективной реализации институтов пробации и прогрессивной системы, следует делегировать функцию назначение пробационного контроля и применения различных институтов прогрессивной системы от суда наблюдательным комиссиям.

Таким образом, высказанные нами предложения позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в первую очередь, в области социальной адаптации и реабилитации лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства.

АЙДАРКАН СКАКОВ
доктор юридических наук, профессор