Цель: 1)Сформировать понятие о творчестве писателя; раскрыть его многогранный талант, показать гуманистическую направленность его рассказов; 2)развитие интеллекта учащихся, памяти, образного мышления; 3)воспитание личности с активной гражданской позицией.
Все возможно – и удается все,
Но главное – сеять души в людях.
А. П. Платонов
Тип урока: урок усвоения новой темы
Оборудование: слайды, худ. литра (рассказы Платонова, выставка иллюстраций)
- Орг. момент.
- Всесторонняя проверка знаний.
Беседа, опрос.
— Что с собой представляет соц. реализм?
— Какие писатели, поэты писали по зову своего сердца?
III. Целевая установка
— Прочитайте тему урока, эпиграф и скажите о каком писателе мы сегодня будем говорить?
- Изучение новой темы.
- Просмотр слайдов с комментариями . Слайды отражают весь творческий путь писателя. (опережающие задания, слайды подготовлены группой учащихся)
Тематика слайдов:
а) трудное детство;
б) проба пера в воронежской газете;
в) участие в I Всероссийском съезде писателей;
г) успехи в технических науках, инженер-конструктор, мелиоратор;
д) поездка в Туркмению. Повесть «Джан» была напечатана в алматинском журнале «Простор» (1935 год); (1 дв. №9). Это впечатления после поездки на Восток;
е) «Путешествие из Ленинграда в Москву» (запрет за вольнодумие писателя);
ё) 30-40 г. Упорный труд «в стол» (Его труды не печатаются, власть игнорирует его творчество);
ж) тема Востока. Интеграция Запада и Востока – это основная тема рассказов «Такыр», «Песчаная учительница», «Джан». Кратко сюжет (уч-ся, заранее получившие опережающее задание, пересказывают рассказы).
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
Тема: «Маленький человек» и «Большая природа» в рассказе. События, описанные в рассказе (звучит песня « Уч кудук» в исполнении группы «Ялла»)
Жизнь в селе Хошутово
До появления героини | Через 2 года |
Люди, зажатые в барханы, безденежье, безработица, болезни, равнодушие. | Зелень кругом, остановили песок, появились дрова, деньги, за вырученную продажу корзин, мебели, шерсти, интерес к жизни, сократилась заболеваемость. |
Вывод: человек меняет мир, но природа беспощадна:
круговорот в кочевой жизни азиатов, беседа с вождем племени.
Анализ эпизода.
- Какая черта проявилась у М. Нарышкиной?
- Можно ли сказать, что вождь кочевников мудр?
- Какая строчка не устроила сов. власть? ( человек, который ест траву своей родины не преступник . Зачем сюда пришли русские?)
- Сломилась ли героиня?
2) Анализ повести «Джан»
Смысл названия повести, краткий пересказ сюжета, анализ.
2 мира:
Восток | Запад |
Пустыня, народ-джан,лепешки, пески, болезни, уставшие души, затерянный народ, сама жизнь победила пустыню | Москва, институт, Ксения, Вера, партком, райком.
Тушенка, консервы, магазины, вокзал |
Цель: Чагатаев выводит из песков свой народ, ему помогает любовь к людям, родине.
Идея его восточных произведений: человек может обустроить этот мир, надо неустанно трудиться.
«В прекрасном яростном мире»
Машинист Мальцев ослеп во время ночной грозы с молнией, чуть не погубил весь состав.
Помог ему простой маленький человек, его помощник-машинист.
Идея: гуманизм сильнее природной стихии.
V Проверка понимания
Составления синквейна
Платонов Восток
- Почему Платонов с энтузиазмом принимается изображать борцов за переустройства мира? И как это изменение должно проходить? (добровольно).
- Прав ли был Платонов, когда утверждал, что человек может изменить мир? (Туркмения, пески)
- Чему учат нас рассказы Платонова?
- Какую черту характера Платонова хотели бы иметь у себя?
Просмотр слайдов «Восток в начале и в конце XX-го века»
Итоги урока
VII. Д/з читать «Котлован»
Калиева Р.К.
Алматинская область
Илийский район
Пос. Боралдай СШ№ 15
Им. К. Азербаева