Цель: 1)Сформировать понятие о творчестве писателя; раскрыть его многогранный талант, показать гуманистическую направленность его рассказов; 2)развитие интеллекта учащихся, памяти, образного мышления; 3)воспитание личности с активной гражданской позицией.

Все возможно – и удается все,

Но главное – сеять души в людях.

А. П. Платонов

Тип урока: урок усвоения новой темы

Оборудование: слайды, худ. литра (рассказы Платонова, выставка иллюстраций)

  1. Орг. момент.
  2. Всесторонняя проверка знаний.

Беседа, опрос.

— Что с собой представляет соц. реализм?

— Какие писатели, поэты писали по зову своего сердца?

III. Целевая установка

— Прочитайте тему урока, эпиграф и скажите о каком писателе мы сегодня будем говорить?

  1. Изучение новой темы.
  • Просмотр слайдов с комментариями . Слайды отражают весь творческий путь писателя. (опережающие задания, слайды подготовлены группой учащихся)

Тематика слайдов:

а) трудное детство;

б) проба пера в воронежской газете;

в) участие в I Всероссийском съезде писателей;

г) успехи в технических науках, инженер-конструктор, мелиоратор;

д) поездка в Туркмению. Повесть «Джан» была напечатана в алматинском журнале «Простор» (1935 год); (1 дв. №9). Это впечатления после поездки на Восток;

е) «Путешествие из Ленинграда в Москву» (запрет за вольнодумие писателя);

ё) 30-40 г. Упорный труд «в стол» (Его труды не печатаются, власть игнорирует его творчество);

ж) тема Востока. Интеграция Запада и Востока – это основная тема рассказов «Такыр», «Песчаная учительница», «Джан».                                                                  Кратко сюжет (уч-ся, заранее получившие опережающее задание, пересказывают рассказы).

Анализ рассказа «Песчаная учительница».

Тема: «Маленький человек»  и «Большая природа» в рассказе. События, описанные в рассказе (звучит песня « Уч кудук» в исполнении группы «Ялла»)

Жизнь в селе Хошутово

До появления героини Через 2 года
Люди, зажатые в барханы, безденежье, безработица, болезни, равнодушие. Зелень кругом, остановили песок, появились дрова, деньги, за вырученную продажу корзин, мебели, шерсти, интерес к жизни, сократилась заболеваемость.

Вывод: человек меняет мир, но природа беспощадна:

круговорот в кочевой жизни азиатов, беседа с вождем племени.

Анализ эпизода.

  • Какая черта проявилась у М. Нарышкиной?
  • Можно ли сказать, что вождь кочевников мудр?
  • Какая строчка не устроила сов. власть? ( человек, который ест траву своей родины не преступник . Зачем сюда пришли русские?)
  • Сломилась ли героиня?

2) Анализ повести «Джан»

Смысл названия повести, краткий пересказ сюжета, анализ.

2 мира:

Восток Запад
Пустыня, народ-джан,лепешки, пески, болезни, уставшие души, затерянный народ, сама жизнь победила пустыню Москва, институт, Ксения, Вера, партком, райком.

Тушенка, консервы, магазины, вокзал

Цель: Чагатаев выводит из песков свой народ, ему помогает любовь к людям, родине.

Идея его восточных произведений: человек может обустроить этот мир, надо неустанно трудиться.

«В прекрасном яростном мире»

Машинист Мальцев ослеп во время ночной грозы  с молнией, чуть не погубил весь состав.

Помог ему простой маленький человек, его помощник-машинист.

Идея: гуманизм сильнее природной стихии.

V Проверка понимания

Составления синквейна

Платонов   Восток

  • Почему Платонов с энтузиазмом принимается изображать борцов за переустройства мира? И как это изменение должно проходить? (добровольно).
  • Прав ли был Платонов, когда утверждал, что человек может изменить мир? (Туркмения, пески)
  • Чему учат нас рассказы Платонова?
  • Какую черту характера Платонова хотели бы иметь у себя?

Просмотр слайдов «Восток в начале и в конце XX-го века»

Итоги урока

VII. Д/з читать «Котлован»

Калиева Р.К.

Алматинская область

Илийский район

Пос. Боралдай СШ№ 15

Им. К. Азербаева