Сегодня в Казахстане идет становление новой парадигмы подготовки педагогических кадров, ориентированной на мировые тренды в образовании. За последние годы Министерством образования и науки выполнен ряд ключевых поручений Президента страны. Реализованы принципиально новые идеи, которые продвигают нашу систему образования к мировым стандартам. С 2015 года на базе педагогических вузов ведется подготовка учителей с учетом обновления содержания и перехода к 12-летнему обучению.
Обновлены и утверждены ГОСО всех уровней образования. Стандарты разработаны на принципиально новых подходах к содержанию образования:
- четко прописаны ценности в образовании;
- создана новая модель начальной школы;
- установлены результаты на «выходе» из школы;
- расширена академическая самостоятельность вузов в определении содержания образования.
Кроме того, в ГОСО высшего образования обучение на трех языках представлено в новом формате. Опыт подготовки педагогических кадров на трех языках имеется в вузах страны. Например, в Павлодарском государственном педагогическом институте лекции на английском языке по дисциплинам естественно-математического направления ведут преподаватели, прошедшие языковые стажировки в вузах Великобритании и Швеции. Это такие наши преподаватели, как профессор Жумабекова Б.К., доценты Муканова Ж.Г.,СаликбаеваТ.Ш. и др.
Отрадно, что для повышения языковой компетенции профессорско-преподавательского состава вузов Министерством будут организованы языковые курсы с выдачей международного сертификата Университета Кембридж. (CEPT (CambridgeEnglishPlacementTest).
В текущем году актуализирована Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, ориентированная на модернизацию педагогического образования.
В этом году апробирован специальный экзамен для поступающихна педагогические специальности, направленный на формирование качественного контингента. Также планируется модернизация Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования в соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО-2013.
Это даст возможность вузам разрабатывать конкурентоспособные образовательные программы по укрупненным направлениям подготовки.В частности, специальности в области образования укрупнены в 8 направлений.
Таким образом, будет сформирована Модель учителя с новыми требованиями к уровню квалификации. Данные требования будут отражены в едином Профессиональном стандарте педагога, учитывающие разные карьерные стадии его профессиональной деятельности.
В данном направлении Министерством образования и науки выработана Концепция профстандарта педагога. Это будет способствовать повышению качества подготовки и улучшению трудоустройства выпускников с ориентиром на сдачу национального квалификационного теста, проводимого профессиональным сообществом.
При этом будут прорабатываться принципы и механизмы «входа» в профессию и присвоения педагогических квалификаций в условиях системы независимой профессиональной сертификации.
В этой связи, необходимо использовать такие возможности получения профессии учителя, как профильная магистратураили система дополнительного образования с выдачей сертификата, что позволит также привлекать в профессию учителя практико-ориентированных специалистов других профессий. Такого рода действия- практика всех развитых стран. Все это ставит перед педагогическими вузами новые задачи.
В завершении своего выступления, хотелось бы выразить надежду, что новые идеи, новые задачи, поставленные Министерством образования и науки в рамках реализации государственной политики в области образования найдут последовательное и достойное воплощение в каждом педагогическом коллективе республики, дадут новый импульс развитию инновационных процессов.
Алтынбек НУХҰЛЫ