Каждому человеку требуется умение связно, внятно и выразительно изложить свои мысли на бумаге. Что может сделать учитель-словесник, чтобы его воспитанники научились самостоятельно письменно формулировать и передавать свои размышления и чувства. Ученик должен, прежде всего, обрести себя, ибо перенося свои образы на бумагу, мы сами создаем себе отражение. Некоторые учебные стратегии помогут развить у учеников вкус к письму, к размышлениям в письменной форме.
Пятиэтапная стратегия создания письменного текста на первом этапе предлагает инвентаризацию. Суть инвентаризации в том, чтобы свести воедино все мысли, чувства, ассоциации, воспоминания. Диалоги, встречи, связанные с данной темой. Все в одну кучу! В эту кучу размещаем рисунки, схемы, фотографии, обрывки фраз. Происходит как бы «очистка создания», избавление от всех мыслей, записав их или зарисовав. Эта стадия происходит на эмоциональном подъеме, в результате получен материал для создания шедевра.
На втором этапе идет проба пера. Учащиеся на этом этапе уединяются и начинают писать текст. Можно раздать или вывесить на доске распечатки, некоторые секреты писательского успеха.
— Общие слова, не наполненные опытом, отвлекают и вызывают зевоту.
— Интересно читать ситуации с началом, интригой и непредсказуемым финалом.
— Интересно читать о том, что видели все, но никто не заметил в уединенном самое интересное (Вспомните рассказ Воронковой «Радости о мальчике, который видел то, чего не видели другие»).
— Глаголы вызывают желание читать быстрее, а прилагательные – медленнее.
После каждого занятия, посвященного письму, необходимо пополнять банк писательских секретов и важно само участие самих детей в коллекции таких рекомендаций.
В конце второго этапа у учащихся есть некий законченный текст, с которым необходимо работать дальше. Для этого ученики объединяются в тройки – четверки (группа). Они должны выслушать друг друга и высказать свое мнение по поводу предложенного текста. В данном случае ученик выражает свои мысли и чувства. По окончании пробного заслушивания каждый школьник получает 2-3 отзыва. Рекомендации фиксируются на доске и учитываются все коррекции изначального текста.
Четвертый этап – корректура (правка). Ученики опять уединяются и справляют текст на основе пожелания одноклассников. После окончания правки. Дети садятся по парам, и проверка осуществляется на уровне орфографии и пунктуации. Роль учителя выполняют ученики, внизу каждый проверяющий ученик дорабатывает свой текст, оформляет надлежащим образом. Тексты идут далее по назначению на стол учителя, в стенгазету, на конкурс. Желающие школьники по очереди выходят перед классом, садятся в читательское кресло и представляют свои тексты. Задача учителя – сосредоточение на достоинствах текстов, создание комфортной атмосферы. После каждого выступления аплодисменты.
Эту пятиэтапную стратегию лучше использовать регулярно после экскурсии, и после изучения какого-либо произведения, и у учеников появится вкус к письму.
После этапа инвентаризации учащимся предлагаются четыре параметра будущего текста. Р – роль – от какого имени вы будете писать? А – аудитория. Кому вы будете писать? Ф – форма. В какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе)? Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Эта стратегия поможет школьникам осмысленно подходить к написанию текста, снимает лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.
Эти стратегии можно использовать при написании эссе. Эссе является завершением читательского семинара, посвященного обсуждению какой-то книги. Каждый пишет эссе «Мои впечатления о семинаре». Метод эссе я использовала в процессе изучения «Капитанской дочки». На этапе инвентаризации дети пишут свои впечатления по поводу этого персонажа в тетради. После этого ребята закрывают глаза и «представляют» лицо Пугачева, его одежду. После чего ученики записывают увиденное. На следующем этапе учитель просит детей прислушаться к голосу Пугачева вспомнить его слова, диалоги. Какой у него голос? Каким он представляется? Почему он именно такой? Далее мы воссоздаем чувства, связанные с прочтением произведения и главным героем. Какие чувств мы переживаем? С какими ситуациями это было связано? Таким образом, у нас получилось четыре блока при написании эссе. Эти блоки помогут в какой-то степени открыть доступ к каналам восприятия детей. Этот метод называется визуализацией (направленное воображение).
При сочинении по картине можно использовать стратегию детализации, ибо некоторым учащимся сложно выделять в своем образе детали, описывать их. Перед классом располагается репродукция, достаточно большая. Просим детей представить, что они находятся внутри этой картины, являются ее частью.
— Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь возьмите ручку и опишите свои впечатления.
— Теперь представьте, что у вас в руках подзорная труба. С ее помощью можно осмотреть происходящее еще внимательней. Присмотритесь к каждому фрагменту. Опишите новые детали.
— Теперь у вас есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте различные фрагменты картины и как можно близко подлетите к нему, потрогайте, прислушайтесь.
На четвертом этапе, используя все три записанные отрывки, составляем эссе на тему «Картина». Таким образом, указанные учебные стратегии пробуждают в ученике склонность к рефлексии – как важной стороне критического мышления, которая подразумевает обращенность мышления на себя, дает возможность выйти на новый уровень, приобрести новые возможности, сформулировать новые идеи.
Наукеева Алия
Отличная статья. Полезная и актуальная. Спасибо автору.