bashny.net

Инновационный подход к обучению позволяет сейчас так организовать учебный процесс, что на каждом занятии, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый ребёнок имеет, ему одному свойственный потенциал развития и этот потенциал может формироваться только в собственной деятельности ребёнка. Ожидаемые результаты технологии критического мышления заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, «умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях». Это фраза из руководства учителя и она говорит о том, как важна необходимость применения всех модулей обучения в жизнь. Способность критически мыслить, была важна во все времена, а именно сейчас, в наше время, без нее просто не обойтись. Я, понимая важность развития критического мышления, хочу научиться критически мыслить сама и научить этому детей. Критическое мышление опирается на знания. У учащихся начальной школы их еще мало, но основываться на жизненный опыт, рассуждать и делать выводы учить я их должна уже сейчас. Для формирования критического мышления урок предлагается строить по схеме: вызов – осмысление – рефлексия. Первая стадия — вызов. Задача этой стадии и деятельность учителя не только заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и пробудить уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и

мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На уроках я часто применяю метод «ассоциации». Например, на уроке литературного чтения учащиеся подбирали ассоциативные слова к словам «родина» и «осень». Понятно, что подбирая задания надо учитывать развитие кругозора учащихся, чтобы они могли опираться на свои знания, чувствовать уверенность в себе и интерес к уроку. Вторая стадия – осмысление. На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Здесь важно сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». На этой стадии осуществляла работу с текстом в виде чтения с остановками. Детям особенно нравится метод прогнозирования. Они, по названию рассказа, определяли, какой он будет, весёлый или грустный. Задавала вопросы: «Что случится дальше?», «Что произойдет?», чтобы развивать в детях воображение, фантазию, логическое мышление. Обсуждение проводилось в группе и в индивидуальном режиме. Хотя обсуждение в группе удается организовать с трудом. Некоторые еще боятся высказываться, не хватает словарного запаса для выражения своих мыслей.

Третья стадия – рефлексия. На этой стадии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация информации. Мы учились все вместе писать пятистишия — синквейны. Эти упражнения позволяют развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, конкретизация, обобщения, развивают творческие способности. На уроке литературного чтения составляли синквейн по стихотворению М. Алимбаева «Когда листопад». Я задавала наводящие вопросы, и получилось вот такое стихотворения: Листопад

Желтые, красные

Падают, кружатся, летят. В нашем саду листопад.

Осень. Также использую в стадии рефлексии кластеры. Это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить. На уроке русского языка, например, по теме «Имя существительное», прошу оформить в тетради кластер, написав все, что они знают об этой части речи.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учеников, как к предмету, так и к обучения в целом, например «Урок-игра», «Урок — путешествие», «Урок — экскурсия». Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Таким образом, использование современных технологий на уроках в начальной школе, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Также чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, необходимо не просто давать готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.

ЗКО, Таскалинский район,

СОШ имени Ы. Алтынсарина

 Сидагалиева Гульнар Дабысовна